Участники Симеоновского крестного хода объяснили, что для них значит 19-дневное шествие с иконами и пением молитв
7 сентября 2019 года по окончании Божественной литургии в часовне святой Екатерины города Екатеринбурга начался один из самых протяженных крестных ходов в России — Симеоновский. Из Екатеринбурга в Верхотурье с молитвой и иконами крестоходцы в общей сложности пройдут 370 километров и прибудут на праздник праведного Симеона 25 сентября. Паломники ответили, зачем они отправляются в этот путь.
Надо отметить, что крестоходцы идут не «караванными путями», а той дорогой, которой паломники шествовали еще 100 лет назад. А это: лес, болота, довольно сложные тропы. Впервые крестный ход к мощам Симеона Верхотурского состоялся в 1914 году. Крестный ход пройдет по территории трёх епархий, остановки делаются в заранее оговоренных поселках и городах. В этот раз в путь собрались более 200 человек, паломники прибыли из разных мест. Нижний Тагил, Новоуральск, Камышлов, Пермь, Челябинск, Барнаул, Дивеево, Москва, Санкт-Петербург — далеко не полный перечень городов, откуда съехались православные. По словам организаторов, есть определенный «костяк» из 30 человек, которые ходят постоянно. В 2019 году отмечают своеобразный юбилей — всего состоялось 10 крестных ходов, с учетом «малых» (однодневных) крестных ходов. Зачем вообще люди идут крестным ходом? Многие, кто видит шествие задаются этим вопросом. Мы решили поговорить с паломниками на эту тему перед тем, как они сделали первый шаг на пути к Святыне. Составить «портрет» паломника, если можно так сказать.
Всегда радуйтесь! Крестные ходы, как исповедание православной веры
Алена Морозова, один из организаторов, рассказала о том, что это ее девятый по счету крестный ход. Путь проходят всей семьей с мужем и сыном. «Сын с 9 лет участвует, в этом году ему исполняется 18, день его рождения будем справлять в пути. Многие присоединяются к крестоходцам. Однажды в Алапаевске одна женщина увидела крестный ход, по зову сердца присоединилась, думала, что пройдет с нами немного, но в итоге дошла до самого Верхотурья. Вот в чем была, в том и отправилась: в платье, в туфлях. По пути ей сапоги резиновые справили. На мой взгляд, крестные ходы возрождают духовную жизнь в людях. Надо сказать, что молитвенный дух возрождается не только у тех, кто участвует в крестном ходе, но и у тех, кто видит молящихся. Когда по деревне идет человек 100-200 с иконами и пением молитв, то люди вспоминают о Боге. «
Антон, «первопроходец»: «Иду впервые, собираюсь пройти до Балтыма, там у меня знакомый батюшка. Вообще-то мы с ним в армии вместе служили. Для меня это новый опыт. Но, думаю, все не случайно».
«Пишу стихи под псевдонимом О.Г. Неупоров. Вдохновение черпаю из всего, что окружает. У меня всега был интерес к истории края, к судьбе выдающихся людей, которые жили на нашей уральской земле. К спорту, природе, православным святыням. в Крестный ход иду впервые», — рассказал один из паломников.
«Уже в третий раз иду. Один раз прошла «малым» крестным ходом и вот во второй раз — собираюсь осилить все 370 км. Я миссионер, окончила высшие миссионерские курсы, доцент, преподаю деревообработку в Лестехе, пою на клиросе, в хоре «Горлица». В первый раз было тяжело идти, во второй уже гораздо легче. Но каждый раз это по-настоящему радостно. Это помогает изменить себя, настроить себя на мирный лад, на терпение, смирение. Важно и то, что находишь здесь единомышленников», — поделилась своими впечатлениями Елена Семеновна Синегубова.
«Я не впервые иду крестным ходом. В Симеоновский — с 2011 года хожу. Также принимал участие в крестном ходе «Павлово-Дивеево». Описал это в стихах. На нас, прославляющих Бога, смотрят, удивляются. Может, считают странными. После 70 лет гонений на Церковь, очень важно свидетельствовать о своей вере открыто, крестный ход дает такую возможность — это возрождение традиций, исповедание православия не на словах, а в действии», — считает Владимир Жолобов, крестоходец со стажем.
Галина Чарыкова на вопрос, что дает крестный ход ответила: «Радость от покаяния и смирения. Надо ведь работать над собой. А крестный ход помогает стать ну хоть на миллиметр лучше».
В 2019 году соорганизаторы крестного хода, региональное Алапаевское отделение Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» предоставило паломникам микроавтобус. Хотя большинство людей выдерживают путь, даже пожилые молитвенники на удивление справляются хорошо, все же транспорт — не помешает. Его здесь называют «Камерой хранения». И вещи можно перевезти, и трудников для приготовления еды в пункт, куда скоро прибывают паломники.
Вопрос «Зачем?» мы адресовали и руководителю отделения Андрею Семеновичу Никонову: «Многие задают этот вопрос о крестном ходе. Причем, никто почему-то не спрашивает зачем, например, альпинисты, идут в горы. С большим риском для жизни, для кого-то абсолютно бессмысленным. Я думаю, что крестный ход выражает некую связь с с нашими отцами, с близкими, кого уже нет в живых. У многих остается горечь на душе от того, что не успели сделать для родных что-то важное. Их уже нет… Участие в крестном ходе помогает снять эту вину, растопить эту горечь. Потому, что самое важное, чем мы можем помочь своим уже ушедшим близким — искренняя молитва к Богу. И это наша связь с ними. Мои предки были православными, бабушка в моей семье всегда чтили Симеона Верхотурского. Я сам — Семенович, сын у меня — Семен. Бабушка была знакома с великой княгиней Елизаветой Федоровной, преподбномученицей. А ее сестра участвовала в вывозе гробов алапаевских мучеников в Китай. Крестный ход — это и историческая, и духовная связь с предками».
Паломники рассказали о том, что в деревнях в храмах нет привычного уже екатеринбуржского церковного великолепия, иногда церкви не хватает пары тысяч на дрова, нет возможности принять паломников, так как в хозяйстве не имеется: чайника, ложек, кружек. Участники крестного хода не остаются равнодушными, жертвуют братьям и сестрам необходимое. И после крестного хода не разрывают общения, приезжают на Литургию на престольные праздники. Например, в село Коптелово — последнее место служения Священномученика Николая Удинцева, прославленного в Соборе Екатеринбургских святых в 2010 году. Паломники рассказали о теплой встрече с православными этого села, о том, как заказали ростовую икону Святого и передали ее в дар сельскому храму.
Чаще всего в паломничество отправляются люди после 35 лет. Но если говорить о нижней и верхней возрастной границе, то идут и дети, и старички. Самому старшему крестоходцу (из истории крестного) хода было 87 лет.
Некоторые пожилые люди, которые раньше присоединялись к крестному ходу, а сегодня уже не могут пройти большой путь, приезжают, чтобы проводить братьев и сестер, помолиться с ними перед дальней дорогой. Владимир Глинских, не скрывающий свой 83-летний возраст пришел к часовне святой Екатерины поприветствовать друзей и передать им желуди для высадки на Симеоновской тропе. Ранее он своими руками посадил там множество дубов, 20 из которых благополучно прижились. Пока деревца молодые, но не за горами, когда они станут великанами и дубовая роща во Славу Господа и в честь Симеона Верхотурского будет радовать новых паломников.
В 2019 году вместе с иконой Симеона Верхотурского несут и икону Святой Екатерины. Архивные данные говорят о том, что до революции образ покровительницы города сопровождал крестный ход до Верхотурья. Одна из православных рукодельниц Елена Долгорукова изготовила и подарила крестному ходу облегченные хоругви. Икону Симеона предоставил Фонд Святой Екатерины.
После Божественной литургии у храма-часовни во имя святой великомученицы Екатерины настоятель храма иерей Иоанн Никулин произнес напутственное пастырское слово, в котором напомнил, что крестный ход должен быть следованием за Христом, возможностью приблизиться к Богу. «Будем иметь с своем сердце любовь, чтобы в течение крестного хода быть внимательным к каждому человеку, который окружает нас, и чтобы действительно тихо, незаметно как праведный Симеон Верхотурский, восходить от силы к силе и приближаться к нашему Создателю».
Путь паломников: Екатеринбург – В. Пышма – Балтым – Мостовское – Колташи – Липовское – Глинское – Деево – Арамашево – Коптелово – Алапаевск – В. Синячиха – Бубчиково – Мугай – Махнёво – Меркушино — Усть – Салда – Красногорское – Верхотурье.
На любом этапе можно присоединиться и пройти часть пути с теми, кто направляется к Святыни.
Юлия Зиберт