Коллекторы в период пандемии

Тему комментирует президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

– Чего можно ожидать в ближайшем будущем на рынке коллекшена с точки зрения законодательных новаций?

– Сейчас на рассмотрении находятся принципиально важные поправки в действующий 230 ФЗ, однако до момента публикации мы не хотели бы раскрывать их подробности. Единственное, что можно сказать уже сейчас, эти поправки направлены по-прежнему на защиту прав физических лиц и, что важно, на установление единых правил при осуществлении деятельности по взысканию вне зависимости от того, кто ее ведёт коллекторское агентство, банк или МФО. По большому счёту должнику без разницы, кто ему звонит, ему важно, чтобы права были соблюдены.

– Какие специфические проблемы возникли в связи с пандемией?

– Безусловно, коллекторские агентства наравне с другими участниками финансового сектора ощутили не себе влиянии пандемии. Изменилось поведение клиентов, которые, особенно в период первой волны в условиях режима самоизоляции, остро ощутили снижение уровня доходов. Мы, в свою очередь, работаем с категорией клиентов, которая уже ранее испытывала трудности, поэтому нам было важно оперативно принять меры поддержки, которые по факту до сих пор действует в компаниях, которые являются нашими членами. В качестве основных мер можно назвать «кредитные каникулы», снижение ежемесячного платежа, списание части долга и так далее. Причём, в отличие от кредиторов, которые по закону обязаны потребовать целый пакет документов, мы старались подходить максимально просто и быстро решать вопрос. С точки зрения бизнеса коллекторским агентствам удалось достойно пройти данный период, найдя баланс между интересами самой компании и ее показателей и возможностями должников.

– Как ведут себя сами клиенты: почему отказываются платить? Чаще ли стали жаловаться на коллекторов?

– На текущий момент на звонки клиентам, вышедшим на просрочку в период пандемии, приходится порядка 18% от общего количества. Стоит отметить, что среди этой категории в качестве причины выхода на просрочку называется чаще всего снижение уровня дохода (65%), безработица (30%). Положительной тенденцией можно считать, что доходы населения постепенно восстанавливаются, а вместе с ним растёт и уровень платёжеспособности, и средний чек, который в сентябре вернулся на уровень близкий к докризисному. Мы не зафиксировали резкий рост жалоб за последние месяцы – статистика достаточно ровная.

– Портрет хорошего и успешного коллектора, на ваш взгляд?

– Для нас идеальный коллектор тот, кто неукоснительно соблюдает нормы 230 ФЗ и никогда не заходит за рамки дозволенного. И, к счастью, таких большинство на профессиональном рынке взыскания. Сегодня коллектор – это финансовый консультант, который нацелен на помощь. За счёт индивидуального подхода 90% тем, кто решил погасить долг, удаётся это сделать в перспективе 1-3 лет.

Подготовила Юлия Зиберт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *