АРФГ провела круглый стол «Финансовое просвещение и развитие предпринимательской деятельности»
Участники встречи оценили доступность, качество и эффективность рынка предпринимательского образования в стране и поделились своими наработками в области финпросвета МСП.
В рамках Всероссийской научно-практической конференции по финансовому просвещению в России «Финансовая грамотность как основа финансово-здорового образа жизни» состоялась работа круглого стола, посвященного просвещению в среде современных предпринимателей. Участники встречи сошлись во мнении, что важен уровень обучающих и формат взаимодействия с аудиторией.
Модератор встречи, директор АРФГ Вениамин Каганов отметил: «Процент желающих открыть свое дело в России на порядок ниже, чем во многих других странах, а финансовая грамотность руководителей и сотрудников МСП оставляет желать лучшего, несмотря на усилия регулятора, банков вузов, коучей и бизнес-тренеров». По словам эксперта, лишь чуть больше трети наших граждан оценивают свои знания и опыт, как достаточные для начала предпринимательства. А уже действующие представители МСП признаются в страхе провала, в отсутствии достаточных знаний и опыта, необходимых для успешного ведения бизнеса. Среди причин, почему у нас не все так хорошо, как хотелось бы, он назвал не только чисто исторические – в России долгое время отсутствовала естественная здоровая предпринимательская среда, но и изъяны в программах подготовки предпринимателей, отсутствие опыта пребывания в предпринимательской среде у тех, кто берется учить. Собственно, вопрос об оценке самих обучающих и повышении их уровня – один из приоритетных для АРФГ. Ассоциация призвана выявлять и тиражировать лучшие практики в сфере финпросвета. Приглашенные спикеры – из числа тех, чей опыт можно смело брать на вооружение.
Александр Коланьков, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России согласился, для того, чтобы учить предпринимателей нужны особые компетенции, ведь у бизнесменов есть потребность в понимании и умении работать со специфическими финансовыми инструментами, которые не важны для простого гражданина, но пригодятся для развития своего дела. Представитель Банка России напомнил, что финансовая грамотность находится в сфере интересов регулятора, в том числе ликбезы для субъектов МСП. Он поделился успехами Банка России в деле просвещения в период пандемии.
Если раньше проводились очные семинары по всей стране, то сегодня по вполне понятным причинам 95% всех активностей ЦБ переведены в онлайн. И это дало толчок к поиску творческих подходов для повышения вовлеченности аудитории. В частности, проводятся тематически вебинары: система быстрых платежей, краудфинансирование, привлечение денег с фондового рынка, факторинг и т.д. «Из запланированных 40-ка вебинаров проведено уже порядка 30-ти. В таком формате у нас 25 тысяч просмотров, что свидетельствует, что смотрят люди, которые заинтересованы в том, чтобы глубоко разобраться в предложенной теме», — пояснил спикер. Кроме этого имеется видеоблог «Деньги для дела», где размещены игровые видеоролики, полезные для предпринимателей, очень простые для восприятия, и Банк России фиксируют здесь настоящий аншлаг – 2,6 миллиона просмотров. «При этом анализ поведения пользователей дает понять, что даже если люди не досмотрели ролик сразу, они в 40% случаев возвращаются и досматривают его, что говорит о качестве контента и хорошей вовлеченности аудитории», – считают в Банке России.
В регионах Банк России также использует различные форматы работы с предпринимателями, часто с опорой на партнеров – банки, действующие в области и городе министерства, органы муниципальной власти. Мирхайдар Фатхуллин, экономический советник Аппарата Уральского Главного управления Банка России (г. Екатеринбург) рассказал о телевизионных проектах, которые реализуются в партнерстве с Министерством инвестиций развития Свердловской области, Областным фондом поддержки предпринимательства.
О своих усилиях по развитию финансовой грамотности у субъектов МСП рассказали Алексей Грищенко, заместитель генерального директора АО «Деловая среда» по образовательным проектам, член комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Малое и среднее предпринимательство». Алёна Курочкина, консультант отдела регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России.
Олег Семененко, начальник Управления GR и работы со специальными проектами ПАО Сбербанк поднял тему непрерывного образования для предпринимателей. Эксперт оценил со знаком плюс обучающие программы многих вузов страны, отметил серьезные «образовательные инвестиции» государства в общее дело, а также высокий уровень обучающих программ отдельных банков и финансовых компаний. Он рассказал о проектах Сбера в области обучения предпринимателей, в частности напомнил о «Бизнес-классе» — крупнейшей в стране бесплатной онлайн-программе развития бизнес-навыков. О специальных проектах Сбера также рассказал Олег Семененко, начальник Управления GR и работы со специальными проектами ПАО Сбербанк.
Юрий Дмитриев, исполнительный директор Управления GR и работы со специальными проектами ПАО Сбербанк рассказал об идее создания проекта «Индекс», который позволит суммировать и оценить уровень обучающих мероприятий вы регионах. Такая аналитика покажет всем, кто занимается финпросветом и войдет в «индекс», где самые «обученные» граждане, определить самые популярные направления программ обучения, выявить возможные закономерности между получением знаний и открытием или закрытием бизнеса, компаниям — увидеть в цифрах свой вклад в общее дело. Кроме этого можно будет более точно вычислять лучшие практики в регионах – лидерах финпросвета, считают авторы проекта. Разработчики предложили создать на базе АРФГ рабочую группу, затем собрать тестовые данные с участников индекса, обсудить на площадке АРФГ результаты тестового отчета, затем сделать этот проект рабочим и интегрировать его в другие исследования. Участники круглого стола поддержали инициативу. Итогом работы круглого стало решение объединить усилия и более системно подойти к оценке программ обучения в области повышения финансовой грамотности.