Метод, методика, методология: как понять, что это такое?

В курсовой работе требуется указать метод исследования, реже – методику. Но многие студенты путают понятия, иногда называя тот или иной метод методикой или даже методологией. Для того. Чтобы не запутаться – краткая расшифровка терминов.

1. Метод — это конкретный способ выполнения определенной задачи или решения определенной проблемы. Например, метод обучения через игровые задания.

2. Методика — это система методов, используемых для достижения определенной цели. Например, методика преподавания иностранных языков может включать в себя различные методы обучения, такие как коммуникативный метод, метод обратного перевода и т.д.

3. Методология — это наука или учение о методах, методиках, принципах и правилах исследования, изучения и практической деятельности. Она изучает общие принципы и законы, лежащие в основе конкретных методов и методик. Например, методология научного исследования предполагает знание принципов формулирования гипотез, проведения экспериментов и др.

Таким образом, можно сказать, что метод — это инструмент, методика — набор инструментов, а методология — наука о методах и методиках, в частности, о том, как правильно использовать эти инструменты для достижения конкретных целей.

Перечислим ряд методов исследования:

  1. Теоретический анализ: анализ различных теорий, концепций, моделей и предположений, изучение литературы и источников информации для понимания задачи и разработки гипотез.
  2. Математическое моделирование: создание математических моделей и уравнений для изучения и предсказания поведения системы или явления.
  3. Метод фокус-группы.  Фокус-группа — это метод исследования мнений и отзывов группы людей на определенную тему или продукт. Обычно фокус-группа состоит из 6-10 участников, которые обсуждают и делятся своим мнением о конкретном продукте, услуге или концепции. Модератор фокус-группы задает участникам вопросы и стимулирует их активность, чтобы получить максимально полезную информацию. Результаты фокус-группы могут быть использованы для улучшения продукта, понимания потребностей клиентов или разработки маркетинговых стратегий.
  4.  Метод диагностического тестирования. Диагностическое тестирование — это методика оценки знаний, навыков и умений человека по определенной теме или предмету. Целью диагностического тестирования является выявление уровня знаний и понимания тестируемого, его слабых и сильных сторон в определенной области. Данный метод позволяет определить стартовый уровень знаний, оценить эффективность обучения и корректировать дальнейший план обучения. Важно отметить, что результаты диагностического тестирования не являются итоговыми или оценочными, они лишь служат основой для дальнейшей работы и развития.
  5. Метод социометрии. Социометрия — это метод, используемый в социологии и психологии для изучения взаимоотношений между людьми в группе или коллективе. Этот метод позволяет определить степень влияния и популярности участников группы, их социальное положение, степень взаимодействия между участниками, групповую динамику и другие аспекты групповой жизни. Метод социометрии предполагает проведение опросов, анкетирование и анализ сетей взаимосвязей между участниками группы.
  6. Метод экспертного опроса — это метод исследования, при котором эксперты в определенной области знаний или опыта делятся своим мнением, оценками или прогнозами по определенным вопросам или проблемам.
  7. Метод контент-анализа — это метод анализа текстовой или визуальной информации с целью выявления определенных закономерностей, тем или трендов.
  8. Метод кейс-стади — это метод исследования, при котором изучается конкретный случай, ситуация или проблема для получения глубокого понимания механизмов и причин.
  9. Метод анализа документов — это метод исследования, при котором изучаются различные документы (отчеты, статьи, законы и т. д.) для получения информации или анализа определенных аспектов.
  10.  Метод SWOT-анализа — это метод стратегического планирования, при котором проводится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации или проекта.
  11.  Метод нейтрального наблюдения — это метод исследования, при котором исследователь наблюдает за объектом исследования без предвзятости или вмешательства.
  12.  Метод эмпирического исследования — это метод, основанный на наблюдениях, опыте или экспериментах для получения фактических данных и выводов.
  13. Метод сравнительного анализа — это метод, при котором изучаются различные объекты, явления или ситуации для выявления их различий и сходств.
  14. Метод консенсуса и конвергенции — это метод, при котором разные стороны или группы приходят к согласию или общему мнению по определенному вопросу или проблеме.
  15. Метод игрового моделирования — это метод, при котором моделируется ситуация или процесс с помощью игровых элементов для получения новых знаний или решения проблем.
  16. Метод сетевого анализа — это метод, при котором изучается взаимосвязь и взаимодействие элементов в сети для выявления ключевых узлов или закономерностей.
  17. Метод поведенческого анализа — это метод исследования, который изучает поведение людей или группы для выявления и анализа мотиваций, причин и последствий действий.
  18. Метод синтеза — это процесс создания новых материалов, веществ или продуктов путём соединения и комбинирования различных химических соединений или элементов. Этот процесс может быть использован в различных областях, включая химию, фармацевтику, биотехнологию и другие отрасли. В результате метода синтеза можно получить новые продукты с уникальными свойствами и характеристиками. В теоретических работах тоже применяют данный метод, он предполагает объединение и анализ различных идей, концепций, данных и результатов предыдущих исследований с целью создания нового и более полного понимания предмета исследования. Этот процесс позволяет ученым выявить закономерности, обобщения и тенденции, а также разработать новые теоретические модели или гипотезы. Предполагается выявление общих черт и отличий между различными подходами. Этот процесс может включать в себя синтезирование данных из различных источников, их теоретическую интерпретацию и формулирование новых выводов или рекомендаций.
  19.  Метод интервьюирования — этот метод может быть использован как в качестве опроса людей, так и в качестве средства для сбора информации от экспертов или представителей организаций. В зависимости от цели интервью, оно может быть структурированным, полуструктурированным или неструктурированным.
  20. Метод включенного наблюдения — это метод исследования, при котором наблюдатель сознательно входит в определенную среду и активно взаимодействует с объектом наблюдения, чтобы получить максимально полное представление о его поведении, действиях, реакциях и обстановке. Наблюдатель может задавать вопросы, уточнять данные, просить объяснить действия и т.д. Такой подход позволяет получить более глубокое понимание объекта наблюдения, чем при простом наблюдении без активного вмешательства.

Надеюсь, обзор методов поможет вам выбрать свой при написании курсовой работы.

Юлия Зиберт

Просмотрите мотивационное видео, которое поможет вам понять, чем этот курс будет вам полезен. И принять взвешенное решение о покупке 10 уроков, посвященных написанию научных учебных текстов.

Доступ к курсу сохраняется 365 дней с момента покупки. Стоимость курса 1500 рублей (150 руб. / урок). Каждый урок содержит советы, рекомендации, «шпаргалку», что поможет быстро и результативно справиться с написанием курсовой.

«Курсовая. Легко!»
10 видеоуроков
КУПИТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *