Главней всего погода в доме
Вопросы теплоснабжения в Екатеринбурге и окрестностях с экскурсом в историю.
На автоматизацию ТЭЦ, ремонт сетей, их полную замену, генерацию свердловский филиал ПАО «Т Плюс» в 2019 году предварительно планирует потратить 4,2 млрд рублей.
Сегодня популярны лайфхаки. Ну, вы знаете. Все эти: 10 способов превратить старые стоптанные башмаки в модельные туфли, 8 советов, как уговорить тараканов переселиться к соседу, 5 стильных кашемировых пальто для уважающего себя енота.
Недавно наткнулась на статью про использование банановой кожуры. Автор умолял не выкидывать кожуру от съеденных бананов. Призывал измельчать ее, добавляя в крем для лица, чистить столовое серебро, а также использовать для отопления своего жилища. Последний совет вызвал наибольшее недоумение. Даже те, кто живут в частных строениях в России, предпочитают газовые котлы. Нет, конечно, можно швырнуть в костерок для аромата кожуру от банана…
Но автор с жаром призывал обогреть Сибирь, а попутно сберечь российские леса от вырубки на дрова с помощью этих самых банановых брикетов. Посмеялась.
Но захотелось узнать, какое топливо в России актуально? Возможна ли какая-либо «банановая революция» в области электроэнергетики и теплофикации? Как обстоят дела с системой снабжения электричеством и теплом в Екатеринбурге?
Выбрала я для беседы не больше ни меньше– компанию «Т Плюс». Запрос отправила в ее филиале «Свердловский». Для понимания — это крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Есть и другие, но эта наиболее значимая для региона. И надо сказать, откликнулись быстро, приняли очень тепло (это я уже про душевное тепло, как вы понимаете).
Один из собеседников просто уникален — Дыскин Владимир Анисович, работающий в системе теплоснабжения Екатеринбурга с 1968 года. Кладезь сведений о том, как строилась и развивалась система теплоснабжения в городе Екатеринбурге с его в прошлом бесчисленным множеством угольных котельных. Рассказывал, как оно раньше было. Как сегодня отапливается город, как удается модернизировать часть системы, кое-где уже всё автоматизировано, есть объекты, куда не ступает нога человека, но всё работает, как часы. Какие взаимоотношения с управляющими компаниями, которые в итоге «доносят» поставленное тепло в дома и квартиры. Кстати, у компании есть свой «черный список» РЭМПов и УЖСК, которые мягко говоря не вызывают доверия по результатам партнерства…Очень захотелось этим списком завладеть. При покупке жилья в домах старого фонда это было бы полезно для потребителей. Ведь от того, насколько честны управляющие компании, как умело ведут хозяйство, зависит погода в доме в буквальном смысле.
Поговорили о том, какие проблемы (антикварное оборудование, прогнившие сети, законодательные решения, без пометки, за чей счет банкет). Порассуждали, стоит ли строить в городе Екатеринбурге ветряки для производства электроэнергии и реально ли делать ставку на отопление домов мусором, подобным шкуркам от вышеупомянутых бананов. По итогам встречи написала материал. Поехали!
Как быть с бананами
Для Руанды проект с бананами был бы уместен. И климат другой, чем в России, (это Африка, если что). И бананы в шаговой доступности. Да и огромного жилого фонда, состоящего из «хрущевок» не наблюдается. В Германии, тоже, говорят, есть такие проекты, когда сжигаемый бытовой мусор используют, как топливо. Но много тепла от этого не получишь. А когда речь о многоэтажках, огромном жилом фонде, такие эко-проекты утопичны.
Солнечные электростанции в нашей стране строятся. Например, компания «Т Плюс», запустила в 2018 году две крупных солнечных электростанции. Они были построены в Оренбургской области в рамках федеральной программы по развитию возобновляемых источников энергии и стали первыми элементами инвестиционной программы «Т Плюс» в области возобновляемой энергетики «Солнечная система». Но такие проекты имеют очень долгий срок окупаемости — от 50 до 100 лет.
Это на Западе частные компании не ограничены в вопросах тарифов (да и топливо подороже, что снижает срок окупаемости). В нашей стране существует единая энергетическая система, которая, к счастью, не развалилась после распада СССР. И все частные компании находятся в жестких рамках, в том числе вопрос тарифов регламентируется государством.
Из всего этого следует, что массовыми такие проекты не станут в ближайшее время из-за ограниченности в источниках финансирования. Что касается ветряков, то для выработки электроэнергии где-то на плоскогорье это может быть актуально. Но если взять Екатеринбург, то куда такое сооружение «воткнуть»? Это же огромная мачта с лопастями, как у громадной мельницы. То есть такие проекты все же экзотика. Реально в нашей стране решают вопрос с выработкой электроэнергии, а попутно и с обеспечением тепла — тепловые электростанции. И надо сказать, что ничего эффективнее не придумано за последние 116 лет.
Что же касается топлива – это газ, есть еще уголь, «запасное» — мазут. Были в Екатеринбурге попытки использовать торф, но оказался аналогичным «шкуркам от бананов».
Теплофикация всей страны
Производство электроэнергии – дорогое удовольствие. Есть такая особенность у этого цикла, что более половины тепла от сожжённого на станции топлива сбрасывается в окружающую среду. Низкий КПД производства электроэнергии – проблема, над которой бьются ученые и изобретатели с самого начала развития теплоэнергетики и до настоящего времени.
В 1903 году был своего рода прорыв. Именно в России, что вызывает гордость за наших (!) при поиске решения задачи отвода отработанного тепла на электростанциях, стали использовать это тепло для отопления зданий. КПД поднялся в 2 раза. Теплофикация – это комбинированное производство электроэнергии и тепла. И как уже прозвучало, ничего более эффективного за эти годы не найдено.Основная масса электроэнергии в нашей стране вырабатывается именно на тепловых электрических станциях (ТЭС). Хотя имеются и гидроэлектростанции, и атомные станции, но ТЭС преобладают.
Комбинированное производство энергии двух видов способствует более экономному использованию топлива по сравнению с раздельной выработкой электроэнергии на конденсационных электростанциях (ГРЭС) и тепловой энергии на котельных. Так что революция возможна не в плане замены топлива, а только в плане замены старого оборудования ТЭЦ на новое, ведь хозяйство частным компаниям от муниципальных властей и разных ведомств досталось антикварное.
Черный снег, не скользкий лед
Рассказывает Владимир Анисович Дыскин: «С 30-х годов теплофикация стала распространяться по стране и по всему миру. Активно стали строиться станции в Советском Союзе в крупных городах. В Свердловске в 1932 году была построена ТЭЦ на Уралмашзаводе, которая обеспечивала теплом и электроэнергией завод и прилегающий жилой район.
Ещё одна ТЭЦ появилась на Уральском турбомоторном заводе. Обе ТЭЦ успешно работают и поныне, удачно встроились в нашу, крупнейшую в России, систему централизованного теплоснабжения Екатеринбурга.
Тем не менее, это была капля в море, в 50-е годы теплоснабжение в городе было в плачевном состоянии и обеспечивалось от 900 угольных котельных. Около 130 тысяч тонн золы в год выбрасывалось в воздух. Правда, золой также посыпали дорожки, говорят, что переломов при этом было меньше. Но об экологии вообще можно было не говорить. Не знаю, застали, вы это время или нет. Но тогда снег в городе никогда не был белым. Целая вереница грузовиков возила уголь. Горячей воды не было, я сам жил в коммуналке, мыться ходили в баню. В 50 — е годы рука Москвы ослабла, при Хрущеве многое решалось на местах. Было принято решение на уровне Совнархоза существующую Среднеуральскую СУГРЭС реорганизовать в теплоэлектроцентраль.
Она обеспечивала область электроэнергией, но колоссальное количество тепла бесполезно сбрасывалось в Исетское озеро. Использование же СУГРЭС для централизованного теплоснабжения резко повысило бы экономичность её работы, решило бы проблему с теплом и горячей водой для жителей Екатеринбурга. Это была первая тепломагистраль, которая имела протяжённость 22 км. В то время это было уникальное решение, в мире такого радиуса действия теплосетей не было. СУГРЭС находилась в более чем 20 км от города. Не буду в детали влезать. Но принята была уникальная система с прокладкой теплотрасс. В 1962 году была пущена первая магистраль. Тогда стали закрываться котельные».
Для любителей ретро – в ведении филиала свердловского компании «Т Плюс» имеются еще 10 угольных котельных. В основном, это поселки, где нет газоснабжения. Например, поселок Северка. Там по старинке лопатой уголек подсыпают в топку… Но в основном везде ТЭЦ. Есть в Верхотурье ГЭС, но тоже, скорее, как достопримечательность. Ее эксплуатировать пока дешевле, чем демонтировать.
Я знаю, у тебя там не закрытая, а открытая система теплоснабжения!
В те времена активного строительства хрущевок нужно было быстро обеспечить людей теплом и горячей водой. Поэтому пошли по пути наименьшего сопротивления – выбрали открытую схему теплоснабжения. Это считается отечественным изобретением, от которого сегодня отказались.
Суть в том, что в те же трубы, по которым приходит в дома горячая вода для отопления, просто врезаются трубопроводы горячего же водоснабжения. И обогреваемся. И моемся из одной трубы, так сказать. Качество воды низкое, зато дешево и сердито. В свое время это было актуальное решение, тогда люди любой горячей воде были рады. Сегодня требования к качеству воды в горячем кране возросли. С 2022 году по закону необходимо переделать все это в закрытую систему. Новые дома по старой системе уже не строятся.
А это означает, что в старых домах нужно будет построить теплопункты, где установить водо-водяные нагреватели. В итоге — создать систему, при которой не происходит смешения сетевой воды для обогрева и питьевой воды, используемой для горячего водоснабжения. А это колоссальные затраты. Это более 30 млрд рублей с учётом требуемой глобальной реконструкции всей городской системы водоснабжения.
Из бюджета деньги не выделяются. Привели в пример опыт Татарстана, где в реализации проекта участвует федеральный бюджет. Но в Свердловской области надеются на инвесторов. Так что проблема проблем! Нарекания на качество горячей воды в нашем городе – одни из наиболее горячих, и это не тавтология.
Страсти по сетям
Серьезная проблема заключается в том, что тепловые сети в советские времена строились по остаточному принципу, чем дешевле, тем лучше. И рвутся трубы каждый раз не вовремя. Сегодня огромные деньги нужно тратить на диагностику сетей, на их ремонт и замену.
По словам представителей компании, они, порой, в таком состоянии, что обнять и плакать! Износ иногда достигает 100. Да и ТЭЦ, которые также перекочевали из города в ведение «Т Плюс» просят серьезного абгрейда. Кстати, ТЭЦ 19 на Вторчермете (я как раз в этом районе живу, так что навострила ушки!) не выдерживает никакой критики.
ТЭЦ принадлежала Министерству обороны, сегодня в таком состоянии, что решается вопрос что дешевле – модернизировать или закрыть ее и переключить район на современную ТЭЦ «Академическая», с прокладкой сетей.
Старое — на новое, ручное — на автоматику
Чтобы избавиться от «Эха 90-х годов» с их разрухой, приходится много вкладывать. В настоящее время там, где возможно котельные переводятся на газ, вводят современные парогазовые электростанции, ТЭЦ автоматизируются. Уже есть станции, где высокотехнологичная автоматика сама регулирует параметры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха.
Человек из этой схемы не исключен совсем, ведь информация поступает в центральный диспетчерский пункт, где за работой уже всей системы следит специалист компании. Контроль за температурой, давлением, расходом будет более точный, это снизит аварийность, повысит качество теплоснабжения.
При этом в компании предупредили, что нормативной температурой в квартире считается 20÷22градуса. В этом смысле мы приближаемся к Западу, где 16 градусов – самое оно. Надо привыкать к тому, что тропиков в квартирах не будет.
Если в кране нет воды, а в радиаторе тепла
Жители, проживающие в домах со счетчиками тепла в более выгодных условиях. Ведь они платят за фактически потребленные ресурсы. А вот собственники жилья и наниматели, проживающие в старом фонде, вынуждены платить по квадратным метрам. При этом, порой, с обогревом явные проблемы. Здесь уже первую скрипку играют РЭМПы, управляющие компании. Не все из них добросовестные, готовые откликаться на просьбы своих клиентов. А ведь у них хозяйство хоть и менее масштабное, но тоже требующее большого внимания и инвестиций. Поменять задвижки, промыть сети, подготовить к зиме, устранить аварии. Не все справляются с таким объемом задач успешно. Кому-то не хватает компетенций или ресурсов, есть и такие, которые пришли «половить рыбку в мутной воде» и обирают своих жителей, а собираемые деньги до теплоснабжающих организаций часто просто не доходят. Сегодня, покупая квартиру, люди интересуются репутацией управляющей компании не меньше, чем инфраструктурой района и юридической чистотой сделки. Заключать договоры с потребителями напрямую – такая практика есть, но из 1,5 млн человек только 30 тысяч имеют такие договоры непосредственно с «Т Плюс».
Куда жаловаться и что находится в компетенции компании?
В общем, насколько я поняла, теплофикация – наше все. И никакой революции в ближайшее время не будет. Никаких ветряных мельниц и скачущего вокруг них Дон Кихота.
Для того, чтобы все старое поменять на новое нужны деньги и время. Учет тепла – в приоритете. И это выгодно и поставщикам, и потребителям. Новостройки в районах, строящихся «с нуля» предпочтительнее, для тех, кто ищет домашнего уюта. В том же «Академе» новая ТЭЦ, а значит, горячая вода лучшего качества, а градусы добавляет робот, который сам никогда не бывает «под градусом», ничего не перепутает и не проигнорирует наступление холодов. Многое зависит от управляющей компании, ведь доставленная вода и тепло могут быть идеальными, а вот грамотно развести их по стоякам и кранам — это тоже надо уметь. Платить наверняка будем больше – читай выше про то, что нужно вкладывать в ремонты и абгрейды. Но возврат к угольным котельным вряд ли кого прельщает. За окном снег, в квартире 22 градуса. Кот спит на батарее.
Фото кота с портала Источник: http://homester.com.ua/dacha-sad/uborka/kak-sdelat-batarei-teplee/