Лицензирование или саморегулирование риэлторской деятельности: вот в чем вопрос!
После отмены лицензирования риэлторской деятельности в 2001 году не стихают споры о необходимости вернуть его, или же ввести обязательное членство в саморегулируемых организациях. Что лучше и эффективнее? Разберемся.
Для тех, кто впервые сталкивается с аббревиатурой СРО – это саморегулируемые организации. СРО создаются профессиональными участниками рынка для того, чтобы навести порядок на стихийном рынке, выработать единые правила деятельности. Слишком заумно?
Тогда на пальцах: допустим, вы починяете примусы, и еще 100 компаний также занимаются этим благородным делом. Вы собираетесь вместе и создаете свод незыблемых правил для всех компаний по починке примусов. Как это нужно делать качественно, без ущерба для клиентов и репутации отрасли. Если кто уклоняется и чинит примус не правильно – вы его наказываете. Например, в прессе пишете, что вот этот товарищ нам больше не товарищ, к нему не ходите, примус не носите. Или перекрываете нарушителю доступ к каким-то важным корпоративным сервисам, созданным на уровне сообщества. И он просто не может без этого продолжать эти самые примусы ремонтировать. Как-то так…
Если серьезно, то СРО разрабатывают стандарты деятельности, обязательные для исполнения членов сообщества, кодекс этики. Существует комиссия, которая рассматривает споры между членами СРО и жалобы клиентов на компании, которые входят в саморегулируемую организацию. То есть на уровне СРО профи договариваются о том, что хорошо и что плохо и сами соблюдают рамки, которые себе установили. Конечно, должны быть и механизмы воздействия на нарушителей, а то получится, что все установленные нормы – лишь декларация о намерениях.
У кого-то наверняка возник вопрос, зачем представителям рынка какие-то правила, здорово же, когда каждый сам по себе и никаких рамок соблюдать не нужно. Так вот, дикая вольница хороша для мошенников всех мастей. Для предпринимателей, которые стремятся работать на этом рынке долго и честно, нормы – возможность оградить себя от встречи с «черными» компаниями, дистанцироваться от них, сохранив, свое доброе имя.
Еще одна функция СРО – лоббирование интересов отрасли. На рынке компании друг другу конкуренты, но когда речь о корпоративных интересах – союзники. Вносить законы (или вовремя блокировать их), отстаивать интересы всего рынка можно лишь на уровне большинства его участников. В одиночку донести до властей какую-то идею – глас вопиющего в пустыне.
Лицензирование предполагает прямой контроль государства за участниками рынка. Если участников десяток или хотя бы сотня, то можно поверить, что контроль и впрямь есть. Но когда по стране тьмы и тьмы компаний, то как-то сомнительно, что лицензирование не превращается в формализм чистой воды. К тому же на этапе получения лицензии компания может соблюсти ряд требований, а вот отследить «сверху» нарушения у множества участников – это не реально. Трудно представить, что чиновники зрят за каждой конторой по починке примусов в стране общим числом 7000 контор. Вероятнее всего, что внимание будет обращено тогда, когда кто-то из граждан пострадает от деятельности фирмы. И государство это осознало.
СРО, как правило, знают каждого своего члена в лицо. И могут оперативно пресечь некорректную деятельность или забить тревогу, если речь о мошенниках. Именно поэтому государство все больше идет по пути введения саморегулирования, на многих рынках, делая, его обязательным.
Правда, не всякая СРО – реальная благая сила. Вводя обязательное саморегулирование, чиновники не учли, что и СРО могут создаваться с единственной целью – взять деньги с предпринимателя, чтобы выдать вожделенный членский номер и, собственно, ничего дальше не делать. Сегодня приходит понимание того, что как раз за СРО нужен прямой надзор со стороны государства, их на одном рынке должно быть ограниченное количество. А текущие вопросы с членами СРО должны решаться внутри сообщества.
Что касается СРО риэлторского рынка, то они создались не с подачи государства, они существовали и во времена лицензирования этой деятельности. В основном сообщества организовывались по территориальному признаку. Многие СРО стали просто элитарными клубами по интересам, так как не нашли действенного механизма «держать в узде» своих членов. Допустим, фирма зашла за буйки, коллеги указали на нарушение. Но директор компании с решением конфликтной комиссии не согласился и вышел из СРО, громко, хлопнув дверью. Можно, конечно, репутационный ущерб ему нанести – в газете пропечатать. Но это не такая уж действенная мера. В этом смысле показателен опыт Уральской палаты недвижимости. Благодаря тому, что была создана своего рода база объектов, единый мультилистинг. В базу попадают только чистые объекты, документы по которым проверены и принадлежат собственнику квартиры. Это исключает возможность выставить на продажу квартиру соседа и задвоение продаж. То есть покупатель понимает, что именно данное агентство ведет дело о продаже данной квартиры. В таком случае агентства получают единую базу объектов, выставленных на продажу. И могут быстро сводить покупателя и продавца, подбирать обмены. Тем, кто не желает работать по правилам, доступ к общей базе закрывается. Без данного сервиса, принадлежащего СРО, работать сложно. Это довольно действенная мера. Ворчат, но выполняют постановления конфликтной комиссии. В этом году Российскую гильдию риэлторов возглавила Татьяна Деменок, представитель УПН. Есть надежда, что опыт УПН будет транслироваться на всю страну.
Кстати, к необходимости ввести порядок на публикацию объектов пришли и депутаты. Проект федерального закона «О посреднической (агентской) деятельности на рынке сделок с недвижимостью» подготовлен группой депутатов партии «Справедливая Россия» вводит правила публикации объявлений о продаже или аренде только по предъявлению собственником правоустанавливающих документов на объект. А риэлтором – договора на оказание услуг. Это, на мой взгляд, несомненное благо.
Но поскольку закон сырой, правительство его отклонило. Но уже сегодня понятно, что возврата к лицензированию не случится. Государство четко дает понять, что ставка делается на саморегулируемые организации. Думается, после доработки проекта, он все же станет законом.
Еще немного о законопроекте. Предлагается ограничить численность СРО – от 500 до 1500 членов. Цифры вызвали споры, ведь есть объединения и менее 500 участников. Из саморегулируемых организаций будут образованы национальные объединения. Число таких объединений в законе ограничено двумя. И конкуренция соблюдена, и нет возможности появления множества мелких СРО, созданных исключительно для сбора членских взносов. Кроме этого предлагается всех риэлторов «посчитать», каждая СРО будет вести свой реестр.
В законопроекте прописана имущественная ответственность риэлторов. Должен формироваться фонд выплаты пострадавшим из обязательных отчислений участников СРО. Кроме этого должна у каждого агентства быть оформлена страховка профессиональной ответственности. Есть пункты об образовании риэлторов, получении аттестатов. Но все это довольно сыро.
Тем не менее, то, что законопроект появился – это большой прорыв для рынка. Ведь это возможность сделать профессию риэлтора значимой, придать ей официальный статус.
Конечно, множество риэлторов со мной не согласятся. В Фейсбуке постоянно вижу комментарии в стиле: «Ай, зачем нам все это, мы работаем и нам комфортно, а сейчас начнут с нас три шкуры снимать. И все это СРО – еще одна надстройка». Нужно понять, что риэлторов все равно отрегулируют. Нет, можно, конечно, дождаться приказа сверху и получить закон, который напишут чиновники. И захлебнуться новыми требованиями и нормами. И получить регулирование «по самое не балуйся». А можно войти в СРО, в комитеты и работать совместно с коллегами над поправками к законопроекту, донося, до власти свое видение ситуации, лоббируя, интересы отрасли.
Выскажу свое личное мнение (мне можно, я Блоггер) — СРО состоит ИЗ членов, а не стоит НАД ними. И если есть желание что-то поменять, то нужно идти в СРО и решать вопросы, отстаивать свою точку зрения. Выкрики в спину работающих на благо рынка коллег – это не комильфо, господа.
Отвечая, на поставленный в заголовке вопрос, скажу – саморегулированию на риэлторском рынке быть!