Медиагигиена для православных: как поститься в эпоху цифровизации
Медиагигиена для православных: как поститься в эпоху цифровизации
Медиагигиена является важной составляющей поста в современном мире. Как фильтровать информацию, чтобы она не отвлекала нас от духовной жизни? Как сохранять внутренний покой и сосредоточенность в условиях постоянного информационного шума? И наконец, как сделать так, чтобы пост стал временем истинного очищения сердца и приближения к Богу, несмотря на все вызовы цифровой эпохи?
Все это мы обсудили с духовником Миссионерского института иереем Игорем Стуковым.
– Сегодня пост для верующего человека — это не только пищевые ограничения и усиленное молитвенное правило, но и осознанное отношение к тому, какой контент мы потребляем и как он влияет на нашу душу. По аналогии с пищей – если слишком много кушаешь, это вызовет ожирение и проблемы со здоровьем. Как соблюдать духовный пост в эпоху цифровизации, когда потоки информации буквально захлестывают нас? Я пока не говорю об откровенно деструктивной информации, пусть это будет развлекательная информация, новостная и т.д.
– Давайте для начала поясним нашей аудитории, что отвечать и на этот вопрос и на все остальные я буду с позиции исключительно православной и для православных, то есть с позиции православной аскетики, нравственности, а также в контексте поста. Советы, касающиеся информационной безопасности, связанные с техническими моментами, например, с регулярным обновлением антивирусных программ и тому подобным, мы оставим специалистам в этой области. Итак, вы привели хороший пример, сравнив получение информации с пищей, я подхвачу это сравнение.
Вот начинаем мы пост, Церковь предписывает отказ от определенных продуктов, если у нас есть к этому физические силы, здоровье, если обстоятельства жизни позволяют. В какой мере отказываемся? Совсем отказываемся, мы вообще в пост мясо не едим и молоко не пьем.
Конечно, если по состоянию здоровья строго поститься нельзя, значит делается какое-то послабление. Остается все, что жизненно необходимо, остальное убирается. Все это мы переносим и на потребление информации.
Отталкиваемся от того, насколько мне данная информация жизненно необходима. Как у человека, у которого, например, язва, насколько ему необходима белковая пища? Может быть у меня работа связана с информацией и мне просто не обойтись без ежедневного анализа ленты новостей. И мне требуется послабление в данном случае.
– Батюшка, как раз хотела уточнить. Если я журналист, по сути следить за информационной повесткой – моя профессиональная обязанность, как быть с медиагигиеной?
– Как я уже отметил, духовник в таком случае дает послабление, но имея такое послабление, тем не менее за его рамки выходить – лукавство. Нужно задать вопрос, насколько действительно мне это нужно для работы. И честно на него ответить. И не оправдываться, что раз мне батюшка разрешил, значит можно не только относящуюся к работе информацию потреблять, но и все подряд читать и смотреть, в соцсетях «зависать», удовлетворять праздное любопытство.
В случае же если профессия не связана с новостной повесткой, то мы этот поток в принципе перекрываем на время поста. Свято место пусто не бывает. Если наше сердце чем-то заполнено, то поместить туда что-то «сверху» уже не получится. В трехлитровую банку пять литров воды никак не залить. Вот и с сердцем так. Начиная очищать свое сердце от всего второстепенного, третьестепенного, а иногда и десятостепенного, мы освобождаем место для того, чтобы заполнить сердце тем, что Богу угодно и душеполезно. Мы начинаем больше читать. Мы читаем Священное Писание, святых отцов, а следом мы начинаем больше (и самое главное качественнее!) молиться.
Ведь зачастую мы вроде молимся, но ощущаем, что молитва наша лишена внимания, что мы не можем углубиться в молитву. А почему? А куда углубляться-то? Если глубины нет, там все заполнено, засорено какой-то информацией. Мы в течение дня получаем огромное количество информации, из-за которой часто искренне переживаем. Мы бегаем, суетимся, у нас заботы, планы на завтрашний день. Прибегаем мы вечером домой, нужно еще домашние дела сделать, а тут еще лента новостей. И вот на этой же скорости, не только внешней, но и внутренней, мы подбегаем к иконам. Вроде тело наше остановилось, а в голове и сердце по инерции этот «бег» продолжается. Мысли продолжают бегать, чувства тоже на месте не стоят. Мы читаем молитву, а она скользит по поверхности.
Когда мы начинаем себя ограничивать от инфопотока, мы освобождаем место для Христа. У нас уже более качественная молитва, мы начинаем ее все больше пропускать через сердце, именно ее переживать, а не новости, которых мы начитались накануне. Тогда мы не «вычитываем правило», а действительно молимся, задействуем и ум, и сердце.
Пост для нас период, когда мы налаживаем правильные отношения с Богом. В этот период мы призваны даже не столько отказаться от чего-то материального, от еды, а от всего, что встает между Богом и человеком. В наше время по большей части от этого ненужного потока информации, которая выхолащивает наше отношение с Христом.
– Продолжая аналогию с пищей, хотелось бы затронуть вопрос качества потребляемого контента. Что читать, что не читать в пост, по каким критериям оценивать качество и полезные свойства информации?
– Какое мясо мне есть в пост? Говядину есть, а курицу не есть? Мы никакие мясо в пост не едим. Поэтому лучше вообще никакую информацию, не относящуюся к Богу, не «потреблять», не впускать в себя.
Как я сказал мы читаем Слово Божие – Евангелие, Святых Отцов, где они говорят о Христе и посте. Приемлемо, если мы оставляем информацию, которую черпаем из православных СМИ, газет, каналов, если она опять же не влияет на нашу молитву. Но даже эта полезная информация, порой, начинает наше сердце заполнять, мешая молитве.
Ведь мы же знаем, что даже постной пищей можно объестся, когда ее много, мы можем свернуть не туда в аскетическом делании. А так как все мы разные, один больше, а другой меньше, кому-то нужно больше каши, а кому-то меньше, где так мера, которая приемлема? Святые отцы говорят: если у тебя после приема пищи не пропадает желание молиться, то в таком случае эта мера – твоя. Если после прочитанного ты не можешь молиться, или делаешь это через силу, нужно снижать объем даже постной пищи.
То есть, если молитва начинает «хромать» – это показатель того, насколько мне эта информация нужна и полезна. В этом отношении именно наша молитвенная жизнь – лакмусовая бумажка, которая и в плане еды, и в плане информации, показывает, насколько это мне мешает или не мешает вести по-взрослому настоящую духовную жизнь.
Для периода вне поста мы можем себе позволить мороженое и развлекательную передачи, допустить отступление от строгостей, а пост – время особое, которое нужно для того, чтобы привести себя в порядок, убрав все, что не позволит тебе этого сделать.
– Стоит ли из любопытства интересоваться какой-то темой, которая изначально несет негативную информацию. Например, есть люди, которые очень интересуются, например, информацией про маньяков, про разные катастрофы, про страшные медицинские диагнозы. Одно дело наткнуться на какую-то информацию об этом, другое сознательно разыскивать.
– «Человек есть то, что он ест», сказал философ Фейербах, хотя он материалист и произнес это явно не о медиагигиене, вот здесь с ним не поспоришь. Человек «внутренний» в этом отношении также есть то, что он потребляет. Информация не только просто к нам вошла, повеселила, удивила, порадовала, опечалила и ушла куда-то. Все это неизбежно оседает в нас, потихонечку формирует, по капельке: тук-тук-тук. Если мы что-то постоянно в себя принимаем, это «что-то» начинает и в нас пускать ростки, которых может быть изначально в нас вовсе и не было! Начинают потихоньку меняться наш характер, мировоззрение, взаимоотношения с людьми. Если постоянно смотреть о том, что кто-то кого-то обманул, убил, ограбил, я начинаю с подозрением относиться к людям, которым я раньше доверял. Так можно до паранойи дойти.
В дореволюционной России часто ли в своей жизни человек видел убийство? Крайне редко, конечно, если не был на войне или не работал судебным следователем. Вот какой-нибудь крестьянин, он мог прожить всю жизнь в деревне и никогда не столкнуться с убийством, а если и становился свидетелем чего-то по-настоящему страшного, то раз в жизни! В таком случае это производило на человека грандиозное, потрясающее душу впечатление. Он об этом помнил всю свою жизнь. А сейчас? Мы включаем телевизор – в фильмах, между прочим, в комедиях даже – того убили, этого убили. Мы похихикали и побежали дальше. То же самое с блудным грехом. Насколько раньше человек мог быть непосредственным свидетелем совершения другими людьми этого греха? Да вообще никогда. Сейчас поток информации, связанной с блудом льется потоком. И это можно сказать относительно многих грехов.
То есть грех стал человеку ближе, доступнее, семена греха мы начинаем в себя «всевать» даже не имея изначально никакой греховной склонности. Сначала просто любопытно, но в какой-то момент это становится неотъемлемой частью жизни. Как у наркоманов, «подсел» и отказаться не может. А попытка отказа вызывает ломку.
Начинается пост, благословляешь своим прихожанам, отказаться от экранов, кому-то совсем, кому-то частично. И человек говорит: «Ой, батюшка, да это легко! Подумаешь, телевизор не смотреть, в интернет не выходить!». Человек приходит с работы – рука потянулась к пульту, он вспоминает, договорились же с батюшкой не смотреть. И человек начинает ходить по дому кругами, время освобождается, а куда его деть, чем заняться? Может для рук найдет себе какую-то работу, а в голове еще со вчерашнего дня стучит: а вот в том сериале было интересно, а что там дальше. А нельзя.
Наше сердце «нельзя» начинает воспринимать, начинаются проявляться революционные нотки. Проявляются они в раздражительности, недовольстве, хотя, казалось бы, почему? Ведь ничего не произошло. А это началась ломка. И только тогда человек понимает, что он был зависим. Зависимость проявляется тогда, когда мы от чего-то отказываемся. А пока просто живем и потребляем все, что на нас льется, мы думаем, что мы в порядке. Через информацию я формирую себя, сам превращаюсь в кого-то.
Первые несколько дней любого многодневного постав идет перестройка, которая ставит тебе на самом деле диагноз – что у тебя сейчас в душе повреждено. Все из-за чего ты переживаешь, раздражаешься, о чем ты начинаешь слишком много думать – все это в твоем сердце стало кумиром. Тем самым кумиром, о котором мы читаем в древней заповеди. Кумир занимаем в нашем сердце место, которое должен занимать один лишь Бог. В какой-то момент неприметным образом мы Христа с этого места сдвинули и поставили туда нечто другое. Время поста, это время, когда мы должны это осознать, убрать это «нечто» и поставить туда Христа.
Все, что со Христом связано мы впускаем в себя, например, святой отец пишет о Христе, о пути к Богу – читаем, все остальное, пусть оно не греховное – отодвигаем. А можно почитать классику в пост, Достоевского, Пушкина, там же ничего греховного нет, скажет кто-то? Но там и богоспасительного почти нет.
– Что касается общения с людьми, ведь они тоже доносят лишнюю информацию, не только через медиа мы ее получаем. Как не обидеть человека, но при этом не окунаться в информационные потоки. И как при этом не быть жестокосердным, не оттолкнуть человека.
– Тут двоякая ситуация, пустые разговоры или это поддержка для человека. В том числе молитвенная. Если есть возможность дистанцироваться в пост, особенно это касается трансляции какой-то деструктивной информации, сплетен, то делаем это. Один из вариантов – задавать тон, перехватывать информационную повестку. Допустим, не дожидаться, пока начнутся пустые разговоры, начать говорить о том, что вам близко. Рассказать, например, про то, что у православных идет Рождественский пост, какое это имеет значение, про традиции, историю Рождества Христова. Вы говорите, что вот уже волхвы вышли с подарками, а наши подарки – наше чистое сердце… Правда, вы можете прослыть скучным, возможно, человек сам от вас сбежит. По крайней мере до конца поста, после поста можно какие-то темы обсудить. Во время поста нужно держать некоторую информационную оборону.
При этом, конечно, если человек голодный, то надо накормить его, а уж потом толковать о Боге. Если у него тяжело на сердце, нужно выслушать, человеку иногда легче просто от того, что он с кем-то поделился своими скорбями. А то получается, что вот у меня все хорошо, я тут всегда в радости пасхальной пребываю, и мне нет дела до чужих проблем. Человеку важно ощутить, что он не один, это может само по себе играть большое значение. Христианство в принципе призывает нас, чтобы мы не проходили мимо чужого горя, если проходишь, то какой ты христианин. Притча о добром самарянине – одна из притч Христа. И каждый раз, когда рядом с нами оказывается человек, который нуждается в помощи, мы становимся непосредственными участниками этой притчи. Это не просто то, что произошло когда-то, две тысячи лет назад, все здесь и сейчас. Пройдешь ли именно ты мимо лежащего, больного, нуждающегося в твоей помощи человека?
Но не нужно думать, что по человеколюбию и смирению вы обязаны превращать свой внутренний мир в помойное ведро, куда все могут кидать что угодно. Если информация вызывает у вас возмущение чувств или уныние, то стоит включать «громоотвод». Нужно человеку выговориться – я предоставляю ему свои уши, но не сердце, не заражаюсь его эмоциями, потихонечку читая про себя Иисусову молитву, за себя, и за человека.
– А кроме как выслушать, какие слова найти для утешения? Иногда любые слова и советы людей еще больше раздражают, печалят.
– Когда мы что-то говорим человеку, то надо постараться, чтобы в нашей речи было слово Божие. Не мои слова, не слова какого-то святого, при всем уважении, а слово Божие – цитаты из Писания. Слово Божие – это на самом деле удивительное, живое!
Это не просто звук, который вызывает какую-то мысль, работает на нашем человеческом уровне, нет. Человек, обращаясь к нам, открывает сердце, мы бросаем туда семя – слово Божие, которое обязательно прорастет.
– Заучивать цитаты из Евангелия?
– Нужно его просто регулярно читать. Если вы читаете слово Божие, то Господь может использовать вас, как орудие для оказания блага другому человеку. Мы читаем в Писании: «…не беспокойтесь о том, что и как сказать, ибо в тот час вам будет открыто, что говорить». (от Матфея, 10:19). Вы в этот момент скажет не то, что вы хотите произнести, а именно то, что человек должен услышать.
Мы может заучивать и готовиться, а человек настроен на что-то другое, мы не знаем, а Бог знает. И тут важно по стеснительности и человекоугодию не промолчать. Мы много говорим пустых слов легко, а слово Божие иногда боимся произнести, вдруг кто-то подумает, что вот еще нашелся проповедник, миссионер, странный человек. А вы скажите. И это слово попадет в сознание человека и потихоньку прорастет. Ваша беседа закончится, вы пойдете своим путем, а человек может внутри себя его (разговор) продолжить, может, продолжая, вести с вами спор, размышлять и ваше слово не даст ему спокойно жить.
– А как быть с информацией, которая иногда «возникает» в голове будто из неоткуда. Описано в литературе, когда в храме нападают дурные мысли, которым сам человек ужасается, или какие-то неприятные мысли «стучатся» в сознание, осознаются при этом как не свои собственные. Может молитву какую-то конкретную читать?
– Нужно разобраться, церковный ли это человек. Сейчас оставим в стороне случаи, когда человек не ходит в храм, не причащается. Если это православный и церковный человек, во-первых, нужно исповедать помыслы. Иногда мы на исповеди говорим о поступках, а от помыслов отмахиваемся. В другую крайность тоже не нужно впадать, все помыслы невозможно перечислить, и не нужно, может и просто какая-то мысль промелькнула и ушла. А вот навязчивые помыслы, которые пытаются изменить нашу жизнь, если мы понимаем, что это поменяет внутреннее наше устроение, либо вообще сломает всю мою жизнь, последуй я помыслам.
Вот такие помыслы несем на исповедь, практически всегда за этими мыслями стоит лукавый дух.
Святые отцы говорят, искушая человека, лукавый дух преследует одну из целей – остаться незамеченным. «Человек, все, что с тобой происходит, это не из-за меня, это либо кто-то виноват, либо ты сам виноват» — такой расчет. Но если враг не определен, с ним трудно бороться. Под воздействием помыслов мы начнем на кого-то косо смотреть, либо относительно себя в какие-то фобии впадать.
Врага нужно вывести на чистую воду, обнаружить. Многие люди свидетельствуют, что какой-то помысел давит, только приходишь на исповедь и все, исчезает. А иногда, если человек тщательно готовится к исповеди, заводит блокнотик, записывает совершенные грехи и навязчивые помыслы, удивительное дело – они пропадают еще до исповеди. Лукавый он ведь не дурак, он живое умное существо. Он понимает, что раз человек записал, точно пойдет ко Христу. Тогда лукавый будет что-то другое делать, чтобы выбить тебя из колеи.
И мы знаем, что «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (от Матфея, 17:21). Поэтому начинаем мы с молитвы. Помысел, который засел у меня в голове и меня расстраивает нужно вытеснить другим. Просто взять и убрать мысль из головы – это как сказать себе: «Не думай о желтом слоне!», только о нем и будешь думать. Здесь нужно противоположной мыслью вытеснять неприятный помысел, ведь любой помысел силен вниманием нашего ума. Если мы переключим внимание на другое, то предыдущий помысел начнет терять силу.
Если человек умеет молиться, он начинает молиться. Вытеснять можно добрыми помыслами, особенно много об этом можно прочесть у святого Паисия Святогорца. Например, если думаем плохо о человек, то пытаемся его оправдать. Но иногда не за что зацепиться, когда идет в наступление откровенное зло, тут помогает Иисусова молитва или другая молитва с Именем Христа. Господь говорит: Именем Именем Моим бесы ижденут (от Марка, 16:17). То есть мы призываем Христа. В одиночку не справиться, нужно понимать, что мы и лукавый дух в разных весовых категориях. Он намного нас сильнее. Здесь не должно быть никакой самонадеянности.
Но лукавый до ужаса боится Христа. Даже упоминания Его имени. Поэтому нам нужно из глубины сердца начинать звать Христа. И помыслы либо ослабевают, либо вообще уходят.
И нам важно не спасовать и не испугаться. Иногда человек так пугается собственных помыслов, что цепенеет. Любой страх – показатель отсутствия крепости нашей веры, если мы идем со Христом нас ничто не может испугать. Сам факт наличия такого страха означает, что нам надо сосредоточиться не на страхе, а на Христе.
Мы с вами упомянули лукавого духа, по большому счету, много чести его поминать, нужно помнить о Христе. Если мы начал переживать, бояться, нажми на паузу и спроси – а для чего Бог попускает приблизиться ко мне этому страху? Чего Христос ждет от меня в данной ситуации? Ничего ведь просто так в нашей жизни не происходит, волос с головы без ведома Бога с головы не упадет, а вдруг я, Его творение, чего-то испугался. Значит должен усвоить какой-то урок, я что-то должен сделать для Христа. Чаще всего, первое — это молитва, далее — воспоминание о том, что говорится в Священном Писании по данному вопросу. Апостол Петр шел по воде без всякого страха, но стал тонуть, как только отвел взор от Христа. То есть он стал переживать не о том, что он идет ко Христу, а о волнах вокруг, поэтому он впал в страх и начал тонуть. Что сделал Петр? Он начал кричать: Господи, помоги мне! Так и мы должны поступать вслед за апостолом Петром. Кричать из глубины сердца ко Господу. Переключая свое внимание с того, что нас страшит на Христа, мы теряем страх. Если не однократно воззовем, а многократно, вера наша укрепится, и молитва укрепится, страх отойдет в сторону.
– Отец Игорь, сегодня люди обожают высказывать свое мнение, оставляют в соцсетях свои мнения под постами. Фраза «это мое личное мнение!» — звучит вместо приведенного факта и серьезного аргумента. Стоит ли так дорожить собственным мнением, в этом слове слышится «мнить», «возомнить».
– Если взять само слово «мнение», в святоотеческой литературе ему дается конкретная духовно-нравственная оценка – это одна из разновидностей прелести. Само слово – это уже целая большая тема. Вообще святые отцы указуют на два вида прелести. Первая – это самообман, что поддерживает лукавый дух через какие-то чувственные проявления. Увидели, услышали, ощутили, мы начинаем утверждаться в якобы правильности каких-то наших неправильных суждений, важный маркер – суждения эти возвеличивают нас, тешат нашу гордыньку и тщеславие. «Я уже не как прочие человецы» (притча о мытаре и фарисее, от Луки 18:11). Но такое бывает далеко не у всех, чтобы помолился и с иконы кто-то рукой тебе помахал, и ты вдруг другие чудеса узрел. Это крайне редко.
А вот другой вид прелести – это как раз мнение. Когда мы начинаем судить от себя, опираясь на самого себя. И вот здесь начинается это: я считаю! Я так вижу! Отталкивается человек от внутреннего опыта, ощущения, судит с позиции своей системы ценностей, со своей колокольни. А тут важно сверить, насколько эта колокольня совпадает со взглядом Евангельских истин. Чем ближе мое мнение к мнению из Евангелия, тем мое мнение менее ошибочно, чем дальше – тем в большей степени ошибочно. И христианин, высказывает свое мнение после того, как сверяет его с духом Евангелия. Если не согласовываем, попадем мы в цель или согрешим, тут вопрос открытый.
И даже не нести это мнение в массы с настойчивостью и одержимостью своей правотой. Даже если просто человеку не интересно, то стоит остановить себя. Человек уже и на часы посмотрел, и в телефон заглянул, но нет – мне надо сказать свое мнение, приговариваем: «Ты мне еще потом спасибо скажешь!». Мы не можем не иметь своего мнения, но нужно сознавать, что оно может быть и ошибочно, и не к месту.
— В социальных сетях доходит до того, что люди друг друга оскорбляют. Высказывая свое мнение, кощунствуют даже. Стоит ли православным участвовать в дискуссиях, особенно, когда речь идет о Боге и Церкви? Или нужно оставить людей с их мнением.
– Если говорят что-то, касающееся вас лично, можно и пройти мимо. Но что касается оскорблений Бога, Божией Матери, Святых, то мы не можем просто пройти мимо. Это как если твоего отца и маму оскорбляют, а ты просто закрыл страницу и не отреагировал. Мы не можем позволить, чтобы оскорбляли при нас того, кого я люблю.
Другой вопрос – что я могу сделать? Оскорблять в ответ, уподобляясь этим людям? Пытаться переспорить? В дискуссии вступать? Чаще всего это – метать бисер перед свиньями. Лучше без эмоций, со здравым смыслом, цитатой из Священного Писания. Вы, сказав свое слово – исповедаете свою веру. И об вашу позицию, которую вы обозначили, этот человек, и его очарованные слушатели, будут спотыкаться и спотыкаться. И они наверняка будут сказанное вами обдумывать, спорить с вами мысленно, но сама фраза из Священного Писания она будет каким-то образом потихоньку в них работать, подталкивая в другую сторону. Может лет через 10 – 15 даст свой эффект. Недавно бабушку исповедовал, она рассказала, как верующая мама ей что-то сказала о Боге еще перед войной, когда бабушка была девочкой – пионеркой, комсомолкой. А в ответ маме та девочка заявила: «Что ты мама говоришь ерунду, это все пережитки прошлого!». Вот всю жизнь с этим девочка спорила мысленно, а став бабушкой пришла к пониманию, что мама была права. Слова Писания – они живые!
– Отец Игорь, спасибо вам за интервью.
– Спаси Господь.
Интервью подготовила Юлия Зиберт